Посвящение: запоздалый подарок для
ЭмберлиПридумалась почему-то сразу пара версий происхождения готоку-нэко. Конец общий))
1. Жила в давнее время ревнивая женщина в одном селении. Следила ревниво за каждым взглядом мужа, каждым словом, едва не за каждым взглядом, позорила мужа перед соседями - всё искала измену. Устал муж от дурной жены, да и пригрелся у соседки симпатичной.
А поблизости жил колдун, долгое время искавший способ поквитаться с конкурентом при дворе, его в это захудалое селение и загнавшим. Ревность и злость - дурные помощники, и женщина повелась на обещания колдуна, на речи его убедительные, обещающие помочь покарать изменника. Провёл колдун обряд, превращая человека в демона, только сладить с тем, кто был когда-то ревнивой женщиной, не смог и был им растерзан. Конкурент-то сильнее оказался, натравив демона, что его убить должен был, на того, кто этого демона создал.
Так демон, родившийся из ревности и злобы, вырвался на свободу, остался только треножник на голове от проведённого ритуала. Со временем демон, жажду мести утолив, о своём прошлом совсем позабыл, а потому и облик, близкий человеческому, потерял.
2. В одном горном селении жила бедная девушка. Родители её умерли недавно, и осталась она круглой сиротой. Замуж её никто не брал - портила всё слишком светлая, будто у больной, кожа, да глаза с желтоватым отливом, ну да она не огорчалась, никто из женихов несостоявшихся ей по нраву не был, а предложи кто из жалости, так точно б не пошла. Так и жила.
читать дальшеИ работает девушка та на клочке земли, от родителей оставшимся - таком бедном, что не позарился на него никто, - старается, а толку мало. Не родит земля. Ну да перебивалась как-то лето и осень, вот зимой тяжело пришлось.
Холодно стало - вот бы у хибати горячей погреться. Нечем только разжечь было огонь, а соседи помочь отказались - помогали раньше порой чем-то из еды, так у каждого свои заботы, чем чужих кормить - своим лишний кусок положить.Так и не дали ничего.
- Ах, кабы мне было, чем разжечь огонь! - говорила девушка, кутаясь плотнее в не очень-то и греющие одёжки. - Супу бы сейчас горячего!
А ночь выдалась такой холодной! Так и мело всю ночь, весь дом выстудило.
Девушка сперва мёрзла, куталась в дырявое одеяло и дрожала, а потом вдруг тепло ей стало, и в сон потянуло. Так и уснула, а поутру соседи нашли её уже закоченевшей.
И превратилась девушка от обиды на тех, кто помочь не хотел, замерзать оставил, в ёкая. Ходила по ночам по улицам - подставка для котелка, в котором суп так и не сварила, на голове, да трубка для разжигания огня в руках.
- Холодно, - твердил ёкай всем, кто мог его слышать. - Холодно!
Ведь девушка, которой он был когда-то, погибла от холода. И что ему трубка для раздувания углей, если очага не было! Потому полюбил этот ёкай забираться в людские дома, когда там хозяев не было, раздувать тлеющие угли и блаженствовать возле согревающего огня. Со временем забыл, что был человеком когда-то, облик его размылся, став больше схожим с обликом мелкого демона.
* * *
окончание
В конце лета, во время Хякки-яко, Ночного парада демонов, людям следует соблюдать осторожность, запираясь в эту пору в своих домах, носу не высовывая на улицы, - неосторожный наверняка будет съеден или просто растерзан.
Ёкаи и демоны валом катились по улице с криками, рыком и хохотом, веселясь и хватая неосторожных, сметая любую помеху на пути, обтекая дома, в которых прятались люди.
Изнутри одного из домов особенно притягательно пахнуло сладким человеческим теплом... и ёкай, что сжимал в когтистых лапах хифукидакэ, не устоял. Отстал от прочих, забрался в дом, проскользнув в едва заметную оставленную щель.
- Нэко-сан, нэко-сан! - позвал чуть дрожащий детский голос.
Ёкай замер на мгновение, впитывая человеческие эмоции, а потом его тело неуловимо потекло, изменяясь. Последними появились уши и раздвоённый хвост, и новоявленная кошка встала на все четыре лапы. Лишь на лбу осталось едва заметное пятнышко - след исчезнувшего третьего глаза. Ведь мы видим монстров именно такими, какими хотим их видеть, а они всего лишь чуют наше желание, и не иначе.
- Нэко-сан, - ребёнок, которому в темноте ёкай показался похожим на кошку, протянул ручки, и демоническая кошка замурлыкала, как самая обычная, наклонив голову, увенчанную подставкой-готоку, и позволив себя погладить по светлой шёрстке. - Тёплая! Готоку-нэко-сан, ты не разожжёшь очаг своим огнём? Я так замёрз!
Кошка желания съесть назойливое человеческое дитя не изъявила. Кто знает, может быть, что-то смутное шевельнулось в памяти в этот миг, - а может, она предпочитала иную пищу.
Присела перед очагом да дунула в бамбуковую трубку, раздувая тлевший в угольях огонь.
Нет, она вовсе огнём не дышала, как чудища из гайдзинских сказок, зато разжигать его умела замечательно. Дунула раз, другой - и вот уже заплясал маленький огонёк, разгоняя призраков своим светом.
- Спасибо, нэко-сан, - ребёнок зевнул, сонно потирая кулачком глаза, и вскоре уже сладко спал, успокоенный и согревшийся.
Готоку-нэко оставалась рядом до утра, глядя немигающими глазами на огонь, - и рыжие отблески плясали в зрачках. А на рассвете ёкай испарился клочьями серого тумана. Пояснение
Готоку-нэко - двухвостая кошка с треножником-подставкой на голове, которая носит с собой бамбуковую трубку хифукидакэ для раздувания углей в очаге. Главным ее занятием является разжигание огня для того, чтобы погреться. Она пробирается в дома, когда хозяева отсутствуют или спят, садится перед остывшим очагом и разжигает его огненным дыханием, используя свою трубку.
"Добродетельная" - всего лишь игра слов - "готоку" (подставка) в буквальном переводе означает "пять добродетелей", подразумевающих одно из базовых понятий конфуцианства. Разумеется, ни о каких добродетелях речи не идет, это намек на забавную историю о спорщике, позабывшем в пылу спора о двух из семи существующих добродетелей истинного мужа. "Готоку-нэко" же буквально переводится как "кошка с подставкой". Возможно, она попросту относится к цукумо-гами, вещам, что со временем оживают, обретая подобие разума, но я выбрала версию с демоном - треножник, красующийся на голове готоку-нэко, один из атрибутов ритуала превращения человека в демона.